Домашнее задание в школе

Почти каждый человек прошел такой этап своей жизни, как обучение в школе, и соответственно, каждому знакомо одно из составляющих этого учебного процесса - домашнее задание. И раньше, и сегодня многие дети, а порой и их родители задаются вопросом о необходимости домашнего задания. Что это: сверхурочная нагрузка или необходимое для закрепления полученных в школе знаний упражнение?


Педагоги и психологи посвящают свои статьи данной теме, или даже целые диссертации, приводят доводы в защиту необходимости домашней работы или против неё.


Они считают, что благодаря выполнению домашнего задания у детей:

- развивается способность решения дидактических задач (закрепляются знания, полученные в ходе учебного процесса, школьного часа, урока; совершенствуются навыки, способности и так далее);

- вырабатываются способности к самостоятельной деятельности и подготовке к независимому получению всестороннего развития.


Данные доводы опровергают необходимость исключить из жизни школьника выполнение домашнего задания.

Кроме этого, домашняя работа – своеобразный способ воспитать в ребёнке чувство ответственности за данное задание и, как следствие, аккуратность, усидчивость.


Чем домашняя работа отличается от классной?


Казалось бы, разница не велика, но есть принципиальные различия в этих двух взаимодействующих в составлении процесса обучения «частях». Во-первых, ученик самостоятельно разрабатывает план своих действий: он сам определяет время, за которое будет выполнять задание; обстановку, в которой будет происходить его домашний учебный процесс; сам выбирает темп и ритм выполнения. Это отличие, пожалуй, благоприятное, и его можно отнести к плюсам домашней работы по отношению к классной. А второе отличие от работы в школе - это, скорее, минус, потому что дома нет коллектива, состоящего из сверстников, значит отсутствие определённого рабочего настроя, желания соперничать, добиваться цели.


Анализируя задачи домашнего задания, можно определить несколько его видов:

Готовящие к восприятию «свежего», незнакомого материала;

Нацеленные на формирование опыта, специальных пониманий, навыков;

Вынуждающие использовать теоретические знания на практических занятиях.


Организация выполнения задания дома.


Что касается организации домашнего труда, то эта часть обучения - «ахиллесова пята» в школьной и вне учебной (домашней) деятельности ребёнка, потому что не редок тот факт, что учителя пропускают задавание домашней работы. Но это, как показывают приведённые выше доводы, - благоприятный элемент в плане создания дисциплинированной, ответственной, думающей самостоятельно личности.


Специалисты даже разработали режим умственной домашней работы для учащихся школьников. Ученикам 1 класса положено заниматься до 1 часа в день, помимо школы; далее количество рабочих часов идёт по нарастающей, и в среднем время, затрачиваемое детьми на подготовку домашнего задания, должно расти на полчаса и в 11 классе достичь 4 часов в день. Во избежание перегрузки следует чередовать выполнение заданий по предметам с максимальной нагрузкой с предметами минимальной нагрузки.


Некоторые преподаватели практикуют такие виды предложения выполнить задание на дом:

Предлагают решить те или иные задачи способами, ставшими известными ученику в ходе классной деятельности и, непосредственно, из объяснения учителя на уроке;

Предлагают найти собственные подходы к изучению данной темы, попробовать пофантазировать и, возможно, приложить именно творческие усилия.


Есть ли место творчеству в домашней работе?


Задание творческого характера (написание сочинений, изготовление поделок, рисование, лепка и прочее) - задача необычного вида. Оно способствует выявлению, развитию у ребёнка творческих задатков и позволяет разнообразить груду теоретических вопросов, сделав домашнее задание не просто полезным, но и увлекательным.

Таким образом, подходы к рассмотрению вопроса о необходимости укрепления в школах, прежде всего, такого вида учебной деятельности, как домашняя работа, могут быть разными, противоречащими друг другу, но факт того, что пользы от домашнего задания больше, чем от его отсутствия, без очевидных контраргументов налицо.

Text.ru - 100.00%